вторник, 26 марта 2013 г.

Актуальный эксперимент от семейного психолога

Деткам от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.






Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.
На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые "панические атаки". У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента?

— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать,
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
— мылись;
— убирались в комнате или квартире;
— играли с собакой или кошкой;
— занимались на тренажерах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;
— одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.

11 комментариев:

  1. На самом деле эксперимент несколько странный. В своё время, когда статья только ещё появилась, мы её обсуждали в сообществе учителей.
    Мне кажется что этот эксперимент кроме эксперимента над детьми показал ещё одну вещь - непонимиание сем.психологом что мир изменился. Базовая гипотеза "не способны себя занять" идёт из представлений этого самого психолога о спсосбах самозанимания.

    Посмотрите на ограничения эксперимента: нельзя использовать компьютер, но можно использовать книгу. Хотя какая казалось бы разница с чего читать книгу? На момент написания статьи (это было года 1.5-2 назад) э/ридеры были ещё не так распространены, но скорей всего и они попали бы под запрет в этом эксперименте.
    Можно заниматься рукоделием. Если это не входит в круг интересов ребёнка, то он никогда не будет этим заниматься чтобы занять себя - нет ни навыков, ни стимулов. А заниматься ради того чтобы почуствовать усталость - это, падон, смахивает на мазохизм.

    В общем, как мне потом сказали спецы в психологии очень непродуманный эксперимент с массой нарушений методик.

    ЗЫЖ Хорошо бы указывать источник статьи

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Текст этой статьи был у меня давно, сейчас покопалась - нашла, похоже первоисточник http://www.snob.ru/selected/entry/45522. Если честно, ждала комментариев по поводу этой статьи. Эксперимент действительно может вызвать много вопросов и комментариев. Рациональное зерно в нем безусловно есть, но быстро меняющиеся условия современного мира действительно изменили многие наши устои и понятия "нормальности". Конечно ребенку проще залезть в интернет,чем начать строить модель космического корабля (хотя кто может исключить, что в интернете он не ищет схему для его постройки=)?). Все это еще раз наводит на мысль, о том, что родителям просто некогда заниматься со своим ребенком (опять же,в большинстве случаев, из-за условий жизни в современном мире...), и воспитывать его как разносторонне развитую, интересную личность... Хотя здесь есть и другая сторона медали: излишняя опека, переизбыток внимания, неспособность родителей дать ребенку решать что-то самому... Крайности...
      Воспитание в школе сейчас просто даже и не рассматриваю, это отдельная, сложная тема... Поражает иногда, как люди удивляются, когда видят подобные результаты своей же собственной бездеятельности.. Все в руках тех же самых родителей, в подобных ситуациях.
      Все это можно спроецировать и на работу школьного библиотекаря - хватить говорить, что дети не читают, начните делать чтение интересным! Не знаете как? Скажите о своей проблеме, и вам постараются помочь решить ее, вместе!
      --
      там в комментах к статье есть мысли одного подростка: "у нас в голове все время должен быть шум, когда он смолкает хотя бы на минуту, становится страшно невыносимо. Я лично даже засыпаю под включенный телевизор. А знаете, почему страшно? Потому что, когда все смолкает, смолкает действительно ВСЕ. Там же, вроде бы должен обнаружиться я сам, но оказывается, что меня-то там и НЕТ! Как в старом фильме "Человек-невидимка". Снимает капюшон, а под ним - пустота." Вот это действительно страшно, да?
      п.с. А вообще там все самое интересное в комментариях, как всегда!

      Удалить
    2. Угум-с. Комменты, как очень часто бывает, бывают не менее интересны и значимы по отношению к материалу их вызвавшему. И это, на мой вгляд, как раз и есть один из путей, который может дснять страх "прекращения шума в голове". Точнее заменить привнесённый шум на шум своих мыслей :)

      Удалить
  2. Эксперимент интересный. И правдивый... Только единицы из множества детей находят чем занять свой досуг, остальные же бегут к компьютеру, гаджету, плееру, что те заняли их досуг. С детства привычка к плееру выработалась и даже сейчас, спустя уже почти 13 лет, эта привычка никуда не делась. Но только после прочтения этой статьи стало видно что без плеера мне действительно не комфортно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. хотелось бы уточнить:
      после того, как вы поняли, что что-то не дает вам, образно говоря, быть свободным, вы захотели это что-то поменять?

      Удалить
    2. Вопрос: "А надо ли менять?"

      В своё время люди писали гусиными перьями и если посмотреть на сохранившиеся ркуописные бумаги, то можно увидеть что было сильно развито искусство каллиграфии (да даже просто красивый почерк считался шиком). Но вот теперь каллиграфов среди нас считанные единицы. Отмирание гусиных перьев очень сильно сказывается на жизни основной массы людей? И я больше чем уверен что в своё время стоял крик и стон что надо выкинуть эти гадкие перьеве ручки и учить всех правильно очинять перо (кстати то же самое было и позже при переходе на шарик и тп...)

      Удалить
  3. "Как быть наедине с собой" http://youtu.be/QS2Ls4gk8yg
    Читаем комменты

    ОтветитьУдалить
  4. Занять себя и ребенка можно многим. Здесь немного другое, как уже было сказано МЫ не заниемся нашими детьми, но ведь это проблема глобальньнее, в семье где мама одна воспитывает ребенка, она думает Что бы ему все дать нужно много работать, т.к государство неспособно взять на себя семью,в отличии от семьи где папа рядом, а мама может заниматься учебой, возить его на плавание или еще куда-нибудь. Не в коем случаи не оправдываю родителей, но вы посмолтрите ритм жизни не позволяет нам расслабиться и мы бежим. А ведь все разные кто-то может идти в ногу со временем, а кто то нет и тут играют многие факторы, если копать дальше, можно бог весть знает до чего дойти. Но пока у нас будут, а боюсь они будут эти проблемы социального характера, страдать будут все и большие и малые.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А должно ли гос-во брать на себя воспитание (кроме опредлённых ситуаций)?
      И кто такой "государство"?

      Удалить
  5. Хочу добавить, что идти к новому надо. Планируйте с ребенком ваш день, всему свое время и поиграть и посидеть в компе и позаниматься уроками. Мы со своей дочерью каждое утро придумываем, как назовем сегодняшний день - вот например сегодня у нас ДЕНЬ ПРИЧЕСОК прийдем со школы и сделав все дела мы обязательно один или даже два часа уделим себе и будем друг другу делать прически.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И в этом вам может помочь "ПКаден-дарь" http://www.kalen-dar.ru/today/

      Удалить