вторник, 23 апреля 2013 г.

Педагогический марафон 2013 - взгляд изнутри

11 апреля 2013 года в московском Лицее №1535 состоялся день школьного и детского библиотекаря, который проводился в рамках ежегодного педагогического марафона учебных предметов.
Заведующая библиотекой Дмитровской сош №1, Молчанова Лидия Григорьевна побывала на этом мероприятии, и привезла с собой небольшой анализ того материала, который получила на педагогическом марафоне.


Итак:
Лекция 1.
Громова О. К. - гл. редактор журнала «Библиотека в школе – Первое сентября»,
Козлова О. В – ст. преподаватель МИОО.
«Читаем новый ФГОС: что нужно увидеть в нем библиотеке, работающей с детьми?» (2 академ. часа)

Ольга Константиновна Громова заострила внимание на том, что «Новый образовательный стандарт» - это 2-я со времен введения грамотности - глобальная образовательная реформа. Не избежать и ломки прежней системы, изменения структуры читательского спроса в связи с внедрением новых стандартов. Как никогда актуально повышение роли библиотек, в свете Нового Закона об образовании РФ, и внедрения ФГОС. Если раньше перед учащимися стояла задача – усвоение набора знаний, то сейчас упор делается на умение учиться, получать информацию самостоятельно, социализацию ребенка. О.К. подчеркнула, что педагоги обязательно придут в библиотеку за книгами по воспитательной технологии, методическими и периодическими изданиями, в которых освещаются вопросы внедрения новых педагогических технологий, соответствующих требованиям ФГОС и основных общеобразовательных программ – все это (как в прочем и много другое) необходимо иметь в каждой библиотеке. Библиотеки обязаны помочь педагогам в безболезненном переходе на обновленные образовательные технологии:
- уход от трансляционного метода обучения,
- применение метапредметного подхода в обучении – ребенок сам находит решение, вместо готового алгоритма действий приходит к решению сам,
- достижение личностных результатов в обучении – ребенок сам становится исследователем  проблемы,
- регулятивные и др.
Педагоги и ученики будут приходить с запросом информации по ПРОБЛЕМАМ!
Ольга Константиновна подчеркнула, чтобы соответствовать современным требованиям, библиотекарям необходимо объединяться, а для этого создавать свои проекты и участвовать в совместных проектах, исследованиях, расширять фонды школьных библиотек, не забывать о постоянном повышении своей квалификации…

Советую найти библиотекарям эту книгу - А.С. Гершунский «Философия образования для XXI века», очень полезная!

О.В. Козлова, говорила, что нужно понять и уяснить школьной библиотеке при переходе на новый ФГОС.
Школьная библиотека нужна – это вызывает оптимизм. Школьная библиотека по новому Закону об образовании РФ – очень важный компонент учебного процесса и одно из условий его реализации.
ФГОС для начальной школы. Библиотека школы должна быть укомплектована основным печатными, электронными носителями и фондом дополнительной литературы. (Учебный фонд стал большим, а дополнительной литературы мало). Начальная школа по новым стандартам кроме учебников и худ. литературы должна иметь справочную, периодику, журналы, газеты.
Основная цель – духовно-нравственное воспитание растущего поколения. Освоение смысла прелести русского языка. Способствовать развитию этих приоритетов необходимо всеми формами работы: викторины, конкурсы, небольшие проекты, интегрированные уроки, выставки, презентации, видеофильмы и многое др.
ФГОС для средней и старшей школы:
- необходимо создать в школе не просто библиотеку, а информационно-библиотечные центры – необходимо иметь в школе открытый фонд, читальный зал и компьютеры, свободный доступ в Интернет, МЕДИАТЕКУ. Библиотекарю необходимо оказывать помощь учащимся в проектной деятельности, развивать их информационную грамотность.
Библиотекарю важно участвовать во всех мероприятиях школы, собирать в библиотеке результаты всех творческих, учебных проектов как учеников, так и педагогов, создавая тем самым школьную копилку знаний и опыта работы. Библиотекарь должен иметь электронный каталог и полнотекстовые электронные книги.
Библиотекам нужно способствовать развитию у детей:
- осознания своей роли в целостном многообразии быстро меняющегося мира;
- умения жить в мире разных культур, и при этом не потерять свою индивидуальность.
Библиотекарь через книгу, чтение, как и прежде, обязан воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Лекция 2.
Ястребцева Е. ., к.п.н. генеральный директор компании «КМ-образование»
«Библиотечный баркемп. Библиотека «цифровой» школы» (2 академ. часа).

Елена Николаевна Ястребцева отметила, что библиотекарь - опытный и знающий участник учебного процесса - обязательно достигнет целей, сформулированных в новом ФГОС и ФЗ об Образовании.
С чего начать? С собственного самосовершенствования - учиться обязательно всем, а не только школьникам (курсы повышения квалификации не реже 1 раза в 3 года).  Дистанционные курсы – доступны ВСЕМ!
Современные требования таковы: библиотекарь должен уметь создавать и поддерживать площадки для виртуального общения с читателем (БЛОГИ, присутствовать и проявлять активность в социальных сетях, освоить Твиттер, wiki, и др.). Библиотекарь должен освоить новые формы работы, способствующие активизации читательского интереса – создание буктрейлеров, интегрированных викторин, скрайб-презентации и пр. Организовать библиотечный кружок и освещать в последствии его работу тоже под силу библиотекарю.
«Новая школа – новые мастерские». Своя мысль! Выстраданная!
Цель школьного руководства: создать современную библиотеку, с хорошим фондом и  широкими интерактивными возможностями.
ФГОС – тенденция к электронным учебникам, при информационно-библиотечном центре.
Все большее значение приобретает портфолио ученика и учителя, а также и библиотекаря. 

Лекция 3.
Кутейникова Н. Е., к.п.н., профессор кафедры филологического образования МИОО,
Козлова Т.С,, зав библиотекой ГОУ СОШ № 1223, победитель II Городского конкурса «Лучшая школьная библиотека г. Москвы
«Самоопределение читателя в культуре и творчестве через проектную и исследовательскую деятельность» (2 академ. часа).

Т.С.Козлова, рекомендует в каждой школьной библиотеке создать «Модель школьной библиотеки». Она приводила примеры на своей библиотеке СОШ № 1223:
Библиотека- центр школы.
Библиотека – досуговый центр.
«Давая детям книги – мы даем им крылья».
Каждый класс в течении года должен побывать в библиотеке.
Библиотека должна делиться своими наработками, проектами и показывать свой труд на всех мероприятиях: школьных, городских, региональных.
«Читающий ребенок – обучающийся ребенок».
Через книги необходимо вводить детей в мир взрослых, тем самым социализировать их.
Стремиться из посетителя сделать читателя!                                                     

1 комментарий: