08 ноября 2013

Анкетирование школьных библиотекарей

На одном из недавно прошедших библиотечных семинаров, было проведено небольшое анкетирование школьных библиотекарей Дмитровского района.
Идеей первой части этого социального опроса, явилось получение общей информации о коллегах, о том каким они видят повышение своей квалификации в будущем. Вторая половина анкеты представляла собой систему вопросов о том, как современному библиотекарю работать с детьми по-новому. Вот, что у нас получилось.

Мной было опрошено 23 респондента, все они являются специалистами, которые работают в школьных библиотеках нашего района.

Опрос показал, что средний стаж работы библиотекаря в образовательном учреждении - 15 лет, но также есть трое респондентов, трудовой стаж которых менее 3 лет.
Средний возраст испытуемых - 52 года, все опрошенные женщины.
Образование респондентов:
  • высшее библиотечное - 3 человека;
  • высшее не библиотечное - 6 человек;
  • среднее-специальное библиотечное - 2 человека;
  • среднее-специальное не библиотечное - 11 человек;
  • не оконченное высшее образование - 1 человек.
Виды работ, которые приходится выполнять библиотекарям. Распределение сил и времени, затраченных на работу:



Виды работ
Очень много времени
Не так много времени
Времени на это почти не остается
Этим не занимаюсь
Комплектование учебников
43%
57%
-
-
Распределение учебников по классам
39%
61%
-
-
Комплектование фонда (кроме учебников)
9%
74%
4%
13%
Работа с учащимися
79%
13%
4%
4%
Работа с педагогами
35%
57%
4%
4%
Ведение каталогов, картотек
35%
39%
17%
9%
Библиотечные уроки
60%
22%
9%
9%
Массовые мероприятия
44%
22%
9%
13%


О повышении квалификации специалистов школьных библиотек.

1. Тематика семинарских занятий, наиболее актуальная и интересная для респондентов:

  • ИКТ в школьной библиотеке - 43,4%
  • Технология и практика массовой библиотечной работы – 56,5%
  • Введение в психологию детского чтения – 26%
  • Имидж библиотеки и библиотекаря – 21,7%
  • Проектная деятельность библиотеки – 47,8%
  • Психолого-педагогическая направленность в работе школьного библиотекаря – 26%
  • Учет и документация библиотечных фондов – 35%
  • Особенности учебно-методических комплектов и комплексов – 4,3%
  • ФГОС и школьная библиотека – 35%
  • Освещение и обобщение опыта работы коллег (выступление коллег, мастер-классы) – 61%
2. Периодичность, с которой, по мнению респондентов, необходимо проводить семинары:

  • 2 раза в месяц – 17%
  • 1 раз в месяц – 56,5%
  • 1 раз в два месяца – 26%
3. Интересно ли для испытуемых посещение вебинаров:

  •  да, интересно 56%
  • нет 22%
  • что такое Вебинар? 22%
4. Технология семинарских занятий, которая является наиболее продуктивной для опрошенных:

  •  практикум – 78%
  • дискуссия – 22%
  • мастер-класс – 74%
  • круглый стол – 35%
  • метод проектов – 17%  
  • тренинг – 17%
Вопросы второй части опроса позаимствованы из блога "Медиатека школы", автором которого является Елена Ястребцева, известная многим как в сети, так и за ее пределами.  
Итак, суть этого блока анкеты состояла в оценке уровня понимания тенденций развития библиотек в современной информационно-коммуникационной среде, в том, как сами библиотекари видят использование новых технологий в своей повседневной работе.




1. Как подростки используют технологии в своей повседневной жизни и обучении? 
  • играют в разные интернет-игры – 74%
  • используют для поиска информации для учебы – 74%
  • читают привлекательные тексты в Интернете – 48%
  • скачивают книги – 61%
  • скачивают музыку и фильмы – 61%
  • общаются – 91%
  • создают и размещают тексты, презентации, видео и пр. – 39%
  • совместно решают возникающие проблемы – 22%
  • делятся друг с другом информацией – 56%
  • работают в сетевых проектах - 13%
  • участвуют в сетевых конкурсах – 13%
  • *Другое:
- "Все дети разные. В школе 600 чел. от 6 до 17 лет. Используют все, зависит от потребностей, интересов. Относительно Интернета в библиотеке, многие сайты закрыты для посещения".
- "в библиотеке нет интернета" (p.s. видимо, следует рассматривать, как крик души)
  • Нет ответа – 4%
* развернутые ответы на вопрос, которые давали респонденты, перенесены из анкет без моей редакции. 

2. Как можно найти поддержку процесса интеграции технологий библиотеки в работу с подростками? 
  • Демонстрировать администрации, коллегам и родителям на различных собраниях примеры успешной совместной с подростками деятельности в Сети – 30%
  • Обучиться самому библиотекарю работе с сервисами, которые потом можно будет использовать в работе с подростками – 61%
  • Создать свой блог или страничку в вики-вики , где отражалась бы работа библиотекаря с подростками для информирования родителей – 13%
  • Привлекать родителей к совместной работе со своими детьми в библиотечных проектах – 56%
  • Искать грантовую поддержку своих библиотечных проектов и программ, рассчитанных на определенный отрезок времени, в различных фондах и организациях – 26%
  • Нет ответа – 13%
3. На что следует в первую очередь обратить внимание при интеграции технологий для целях поддержки различных традиционных библиотечных услуг в работе с подростками? 
  • На возможность формирование фонда через Интернет – 39%
  • На организацию виртуальной справочной службы для подростков-читателей – 30%
  • На необходимость оказания помощи в выполнении домашних заданий с использованием технологий - 17%
  • На менеджмент (управление библиотечными процессами, написание проектов и программ, поиск инвесторов, пр.) – 13%
  • На организацию совместной сетевой активности с подростками (проекты, конкурсы), направленной на развитие интереса к чтению и книге – 48%
  • Нет ответа – 22%
4. Поделитесь своими идеями о том, как вовлечь подростков в процесс интеграции технологий в полный спектр услуг, предоставляемых библиотекой*:

  • "Провести в библиотеке Интернет и поставить компьютер для учащихся"
  • "Время диктует, и дети интересуются Интернетом, и в библиотеке необходимо проводить различные мероприятия, связанные с проектами" (p.s.мне, если честно не совсем понятно это предложение...с проектами? какими например?)
  • "Участие в конкурсах"
  • "Можно размещать на школьном сайте информацию о новинках книг, о планируемых мероприятиях и т.п." (p.s. а это уже, мне кажется, из раздела "можно" должно плавно перейти в раздел "должно быть")
  • "Совместная сетевая работа с подростками, проекты, конкурсы, направленные на обучение информационной грамотности, поиска информации для своих работ, освоение программ и методов для исследовательской работы"
Нет ответа – 70%

* развернутые ответы на вопрос, которые давали респонденты, перенесены из анкет без моей редакции.   

Некоторые выводы, которые назрели после анализа результатов опроса:
(сразу хочется напомнить, что в опросе по разным причинам принимали участие не все работающие на данный момент библиотекари, а лишь 23 человека.)

- Недостаточное время уделяется библиотекарем, для проведения массовых мероприятий, которые помогут привлечь детей к чтению и развить их читательскую культуру, очевидно, помех для этой работы много (большой объем бумажной работы и пр.), но все же очень хотелось бы, чтобы вы и, что не мало важно, ваши работодатели не забывали, что основная ваша профессиональная задача, это помощь и поддержка в развитии культурной, разносторонней личности, которая сможет ориентироваться в огромных потоках информации и т.д.
Вывод и рекомендация №1: Массовая работа - обязательна!
- У многих опрошенных респондентов западает такой вопрос, как работа с педагогами. Этого тоже не следует допускать. Совместная работа способна поднять ваш профессиональный статус на новый уровень, да и многие мероприятия вместе с группой единомышленников проводить намного продуктивнее.
Вывод и рекомендация №2: Совместная работа с коллегами - необходима!
- В разделе анкеты "Повышение квалификации" респондентами максимальный процент голосов в вопросе, касающемся выбора актуальной тематики семинарского занятия, был отдан за пункт "Освещение и обобщение опыта работы коллег". Для того, чтобы нам успешно проводить подобные семинары, как минимум половине школьных библиотекарей (а лучше всем) необходимо иметь и накапливать свои разработки, чтобы не демонстрировать опыт работы пары-тройки одних и тех же коллег из раза в раз.
Вывод и рекомендация №3: Не работайте "в стол", накапливайте полезный для коллег и себя опыт и делитесь им при любой возможности!
- 22% опрошенных признались, что не знают, что такое вебинар. Собственно, вебинар, это тот же семинар, но проходит он как web-конференция, т.е. онлайн (часто с возможность записи и повторного просмотра), вы можете в любом удобном месте подключиться к интересующему вас мероприятию и узнавать новую информацию не отходя от привычного рабочего места или даже дома. Кстати, вебинаров, которые посвящены образованию и библиотечной работе довольно много.
Вывод и рекомендация №4: Не бойтесь спрашивать, и стремитесь узнавать что-то новое, развивайтесь. Участвуйте в вебинарах, это просто!
- Что касается второй части анкеты...эти вопросы лучше обсуждать, сухой анализ здесь не слишком уместен, как мне кажется. Но я считаю (опять-таки, все субъективно - готова обсудить), что пока школьные библиотекари еще не до конца осознали, что переход к другому темпу и стилю работы уже остро необходим, иначе "зарастет народная тропа", ведущая в библиотеку...
А мы ведь не можем этого допустить?

1 комментарий:

  1. Оченнно интересно (зачастую именно анализа и не хватает).
    Есть мысли - попробую оформить в слова

    ОтветитьУдалить