пятница, 8 ноября 2013 г.

Анкетирование школьных библиотекарей

На одном из недавно прошедших библиотечных семинаров, было проведено небольшое анкетирование школьных библиотекарей Дмитровского района.
Идеей первой части этого социального опроса, явилось получение общей информации о коллегах, о том каким они видят повышение своей квалификации в будущем. Вторая половина анкеты представляла собой систему вопросов о том, как современному библиотекарю работать с детьми по-новому. Вот, что у нас получилось.

Мной было опрошено 23 респондента, все они являются специалистами, которые работают в школьных библиотеках нашего района.

Опрос показал, что средний стаж работы библиотекаря в образовательном учреждении - 15 лет, но также есть трое респондентов, трудовой стаж которых менее 3 лет.
Средний возраст испытуемых - 52 года, все опрошенные женщины.
Образование респондентов:
  • высшее библиотечное - 3 человека;
  • высшее не библиотечное - 6 человек;
  • среднее-специальное библиотечное - 2 человека;
  • среднее-специальное не библиотечное - 11 человек;
  • не оконченное высшее образование - 1 человек.
Виды работ, которые приходится выполнять библиотекарям. Распределение сил и времени, затраченных на работу:



Виды работ
Очень много времени
Не так много времени
Времени на это почти не остается
Этим не занимаюсь
Комплектование учебников
43%
57%
-
-
Распределение учебников по классам
39%
61%
-
-
Комплектование фонда (кроме учебников)
9%
74%
4%
13%
Работа с учащимися
79%
13%
4%
4%
Работа с педагогами
35%
57%
4%
4%
Ведение каталогов, картотек
35%
39%
17%
9%
Библиотечные уроки
60%
22%
9%
9%
Массовые мероприятия
44%
22%
9%
13%


О повышении квалификации специалистов школьных библиотек.

1. Тематика семинарских занятий, наиболее актуальная и интересная для респондентов:

  • ИКТ в школьной библиотеке - 43,4%
  • Технология и практика массовой библиотечной работы – 56,5%
  • Введение в психологию детского чтения – 26%
  • Имидж библиотеки и библиотекаря – 21,7%
  • Проектная деятельность библиотеки – 47,8%
  • Психолого-педагогическая направленность в работе школьного библиотекаря – 26%
  • Учет и документация библиотечных фондов – 35%
  • Особенности учебно-методических комплектов и комплексов – 4,3%
  • ФГОС и школьная библиотека – 35%
  • Освещение и обобщение опыта работы коллег (выступление коллег, мастер-классы) – 61%
2. Периодичность, с которой, по мнению респондентов, необходимо проводить семинары:

  • 2 раза в месяц – 17%
  • 1 раз в месяц – 56,5%
  • 1 раз в два месяца – 26%
3. Интересно ли для испытуемых посещение вебинаров:

  •  да, интересно 56%
  • нет 22%
  • что такое Вебинар? 22%
4. Технология семинарских занятий, которая является наиболее продуктивной для опрошенных:

  •  практикум – 78%
  • дискуссия – 22%
  • мастер-класс – 74%
  • круглый стол – 35%
  • метод проектов – 17%  
  • тренинг – 17%
Вопросы второй части опроса позаимствованы из блога "Медиатека школы", автором которого является Елена Ястребцева, известная многим как в сети, так и за ее пределами.  
Итак, суть этого блока анкеты состояла в оценке уровня понимания тенденций развития библиотек в современной информационно-коммуникационной среде, в том, как сами библиотекари видят использование новых технологий в своей повседневной работе.




1. Как подростки используют технологии в своей повседневной жизни и обучении? 
  • играют в разные интернет-игры – 74%
  • используют для поиска информации для учебы – 74%
  • читают привлекательные тексты в Интернете – 48%
  • скачивают книги – 61%
  • скачивают музыку и фильмы – 61%
  • общаются – 91%
  • создают и размещают тексты, презентации, видео и пр. – 39%
  • совместно решают возникающие проблемы – 22%
  • делятся друг с другом информацией – 56%
  • работают в сетевых проектах - 13%
  • участвуют в сетевых конкурсах – 13%
  • *Другое:
- "Все дети разные. В школе 600 чел. от 6 до 17 лет. Используют все, зависит от потребностей, интересов. Относительно Интернета в библиотеке, многие сайты закрыты для посещения".
- "в библиотеке нет интернета" (p.s. видимо, следует рассматривать, как крик души)
  • Нет ответа – 4%
* развернутые ответы на вопрос, которые давали респонденты, перенесены из анкет без моей редакции. 

2. Как можно найти поддержку процесса интеграции технологий библиотеки в работу с подростками? 
  • Демонстрировать администрации, коллегам и родителям на различных собраниях примеры успешной совместной с подростками деятельности в Сети – 30%
  • Обучиться самому библиотекарю работе с сервисами, которые потом можно будет использовать в работе с подростками – 61%
  • Создать свой блог или страничку в вики-вики , где отражалась бы работа библиотекаря с подростками для информирования родителей – 13%
  • Привлекать родителей к совместной работе со своими детьми в библиотечных проектах – 56%
  • Искать грантовую поддержку своих библиотечных проектов и программ, рассчитанных на определенный отрезок времени, в различных фондах и организациях – 26%
  • Нет ответа – 13%
3. На что следует в первую очередь обратить внимание при интеграции технологий для целях поддержки различных традиционных библиотечных услуг в работе с подростками? 
  • На возможность формирование фонда через Интернет – 39%
  • На организацию виртуальной справочной службы для подростков-читателей – 30%
  • На необходимость оказания помощи в выполнении домашних заданий с использованием технологий - 17%
  • На менеджмент (управление библиотечными процессами, написание проектов и программ, поиск инвесторов, пр.) – 13%
  • На организацию совместной сетевой активности с подростками (проекты, конкурсы), направленной на развитие интереса к чтению и книге – 48%
  • Нет ответа – 22%
4. Поделитесь своими идеями о том, как вовлечь подростков в процесс интеграции технологий в полный спектр услуг, предоставляемых библиотекой*:

  • "Провести в библиотеке Интернет и поставить компьютер для учащихся"
  • "Время диктует, и дети интересуются Интернетом, и в библиотеке необходимо проводить различные мероприятия, связанные с проектами" (p.s.мне, если честно не совсем понятно это предложение...с проектами? какими например?)
  • "Участие в конкурсах"
  • "Можно размещать на школьном сайте информацию о новинках книг, о планируемых мероприятиях и т.п." (p.s. а это уже, мне кажется, из раздела "можно" должно плавно перейти в раздел "должно быть")
  • "Совместная сетевая работа с подростками, проекты, конкурсы, направленные на обучение информационной грамотности, поиска информации для своих работ, освоение программ и методов для исследовательской работы"
Нет ответа – 70%

* развернутые ответы на вопрос, которые давали респонденты, перенесены из анкет без моей редакции.   

Некоторые выводы, которые назрели после анализа результатов опроса:
(сразу хочется напомнить, что в опросе по разным причинам принимали участие не все работающие на данный момент библиотекари, а лишь 23 человека.)

- Недостаточное время уделяется библиотекарем, для проведения массовых мероприятий, которые помогут привлечь детей к чтению и развить их читательскую культуру, очевидно, помех для этой работы много (большой объем бумажной работы и пр.), но все же очень хотелось бы, чтобы вы и, что не мало важно, ваши работодатели не забывали, что основная ваша профессиональная задача, это помощь и поддержка в развитии культурной, разносторонней личности, которая сможет ориентироваться в огромных потоках информации и т.д.
Вывод и рекомендация №1: Массовая работа - обязательна!
- У многих опрошенных респондентов западает такой вопрос, как работа с педагогами. Этого тоже не следует допускать. Совместная работа способна поднять ваш профессиональный статус на новый уровень, да и многие мероприятия вместе с группой единомышленников проводить намного продуктивнее.
Вывод и рекомендация №2: Совместная работа с коллегами - необходима!
- В разделе анкеты "Повышение квалификации" респондентами максимальный процент голосов в вопросе, касающемся выбора актуальной тематики семинарского занятия, был отдан за пункт "Освещение и обобщение опыта работы коллег". Для того, чтобы нам успешно проводить подобные семинары, как минимум половине школьных библиотекарей (а лучше всем) необходимо иметь и накапливать свои разработки, чтобы не демонстрировать опыт работы пары-тройки одних и тех же коллег из раза в раз.
Вывод и рекомендация №3: Не работайте "в стол", накапливайте полезный для коллег и себя опыт и делитесь им при любой возможности!
- 22% опрошенных признались, что не знают, что такое вебинар. Собственно, вебинар, это тот же семинар, но проходит он как web-конференция, т.е. онлайн (часто с возможность записи и повторного просмотра), вы можете в любом удобном месте подключиться к интересующему вас мероприятию и узнавать новую информацию не отходя от привычного рабочего места или даже дома. Кстати, вебинаров, которые посвящены образованию и библиотечной работе довольно много.
Вывод и рекомендация №4: Не бойтесь спрашивать, и стремитесь узнавать что-то новое, развивайтесь. Участвуйте в вебинарах, это просто!
- Что касается второй части анкеты...эти вопросы лучше обсуждать, сухой анализ здесь не слишком уместен, как мне кажется. Но я считаю (опять-таки, все субъективно - готова обсудить), что пока школьные библиотекари еще не до конца осознали, что переход к другому темпу и стилю работы уже остро необходим, иначе "зарастет народная тропа", ведущая в библиотеку...
А мы ведь не можем этого допустить?

1 комментарий:

  1. Оченнно интересно (зачастую именно анализа и не хватает).
    Есть мысли - попробую оформить в слова

    ОтветитьУдалить