На одном из недавно прошедших библиотечных семинаров, было проведено небольшое анкетирование школьных библиотекарей Дмитровского района.
Идеей первой части этого социального опроса, явилось получение общей информации о коллегах, о том каким они видят повышение своей квалификации в будущем. Вторая половина анкеты представляла собой систему вопросов о том, как современному библиотекарю работать с детьми по-новому. Вот, что у нас получилось.
Мной было опрошено 23 респондента, все они являются специалистами, которые работают в школьных библиотеках нашего района.
Опрос показал, что средний стаж работы библиотекаря в образовательном учреждении - 15 лет, но также есть трое респондентов, трудовой стаж которых менее 3 лет.
Средний возраст испытуемых - 52 года, все опрошенные женщины.
Образование респондентов:
Итак, суть этого блока анкеты состояла в оценке уровня понимания тенденций развития библиотек в современной информационно-коммуникационной среде, в том, как сами библиотекари видят использование новых технологий в своей повседневной работе.
* развернутые ответы на вопрос, которые давали респонденты, перенесены из анкет без моей редакции.
Некоторые выводы, которые назрели после анализа результатов опроса:
(сразу хочется напомнить, что в опросе по разным причинам принимали участие не все работающие на данный момент библиотекари, а лишь 23 человека.)
- Недостаточное время уделяется библиотекарем, для проведения массовых мероприятий, которые помогут привлечь детей к чтению и развить их читательскую культуру, очевидно, помех для этой работы много (большой объем бумажной работы и пр.), но все же очень хотелось бы, чтобы вы и, что не мало важно, ваши работодатели не забывали, что основная ваша профессиональная задача, это помощь и поддержка в развитии культурной, разносторонней личности, которая сможет ориентироваться в огромных потоках информации и т.д.
Вывод и рекомендация №1: Массовая работа - обязательна!
- У многих опрошенных респондентов западает такой вопрос, как работа с педагогами. Этого тоже не следует допускать. Совместная работа способна поднять ваш профессиональный статус на новый уровень, да и многие мероприятия вместе с группой единомышленников проводить намного продуктивнее.
Вывод и рекомендация №2: Совместная работа с коллегами - необходима!
- В разделе анкеты "Повышение квалификации" респондентами максимальный процент голосов в вопросе, касающемся выбора актуальной тематики семинарского занятия, был отдан за пункт "Освещение и обобщение опыта работы коллег". Для того, чтобы нам успешно проводить подобные семинары, как минимум половине школьных библиотекарей (а лучше всем) необходимо иметь и накапливать свои разработки, чтобы не демонстрировать опыт работы пары-тройки одних и тех же коллег из раза в раз.
Вывод и рекомендация №3: Не работайте "в стол", накапливайте полезный для коллег и себя опыт и делитесь им при любой возможности!
- 22% опрошенных признались, что не знают, что такое вебинар. Собственно, вебинар, это тот же семинар, но проходит он как web-конференция, т.е. онлайн (часто с возможность записи и повторного просмотра), вы можете в любом удобном месте подключиться к интересующему вас мероприятию и узнавать новую информацию не отходя от привычного рабочего места или даже дома. Кстати, вебинаров, которые посвящены образованию и библиотечной работе довольно много.
Вывод и рекомендация №4: Не бойтесь спрашивать, и стремитесь узнавать что-то новое, развивайтесь. Участвуйте в вебинарах, это просто!
- Что касается второй части анкеты...эти вопросы лучше обсуждать, сухой анализ здесь не слишком уместен, как мне кажется. Но я считаю (опять-таки, все субъективно - готова обсудить), что пока школьные библиотекари еще не до конца осознали, что переход к другому темпу и стилю работы уже остро необходим, иначе "зарастет народная тропа", ведущая в библиотеку...
А мы ведь не можем этого допустить?
Идеей первой части этого социального опроса, явилось получение общей информации о коллегах, о том каким они видят повышение своей квалификации в будущем. Вторая половина анкеты представляла собой систему вопросов о том, как современному библиотекарю работать с детьми по-новому. Вот, что у нас получилось.
Мной было опрошено 23 респондента, все они являются специалистами, которые работают в школьных библиотеках нашего района.
Опрос показал, что средний стаж работы библиотекаря в образовательном учреждении - 15 лет, но также есть трое респондентов, трудовой стаж которых менее 3 лет.
Средний возраст испытуемых - 52 года, все опрошенные женщины.
Образование респондентов:
- высшее библиотечное - 3 человека;
- высшее не библиотечное - 6 человек;
- среднее-специальное библиотечное - 2 человека;
- среднее-специальное не библиотечное - 11 человек;
- не оконченное высшее образование - 1 человек.
Виды работ
|
Очень много времени
|
Не так много времени
|
Времени на это почти не остается
|
Этим не занимаюсь
|
Комплектование учебников
|
43%
|
57%
|
-
|
-
|
Распределение учебников по классам
|
39%
|
61%
|
-
|
-
|
Комплектование фонда (кроме учебников)
|
9%
|
74%
|
4%
|
13%
|
Работа с учащимися
|
79%
|
13%
|
4%
|
4%
|
Работа с педагогами
|
35%
|
57%
|
4%
|
4%
|
Ведение каталогов, картотек
|
35%
|
39%
|
17%
|
9%
|
Библиотечные уроки
|
60%
|
22%
|
9%
|
9%
|
Массовые мероприятия
|
44%
|
22%
|
9%
|
13%
|
О повышении квалификации специалистов школьных библиотек.
1. Тематика семинарских занятий, наиболее актуальная и
интересная для респондентов:
- ИКТ в школьной библиотеке - 43,4%
- Технология и практика массовой библиотечной работы – 56,5%
- Введение в психологию детского чтения – 26%
- Имидж библиотеки и библиотекаря – 21,7%
- Проектная деятельность библиотеки – 47,8%
- Психолого-педагогическая направленность в работе школьного библиотекаря – 26%
- Учет и документация библиотечных фондов – 35%
- Особенности учебно-методических комплектов и комплексов – 4,3%
- ФГОС и школьная библиотека – 35%
- Освещение и обобщение опыта работы коллег (выступление коллег, мастер-классы) – 61%
2. Периодичность, с которой, по мнению респондентов,
необходимо проводить семинары:
- 2 раза в месяц – 17%
- 1 раз в месяц – 56,5%
- 1 раз в два месяца – 26%
3. Интересно ли для испытуемых посещение вебинаров:
- да, интересно 56%
- нет 22%
- что такое Вебинар? 22%
4. Технология семинарских занятий, которая является наиболее
продуктивной для опрошенных:
- практикум – 78%
- дискуссия – 22%
- мастер-класс – 74%
- круглый стол – 35%
- метод проектов – 17%
- тренинг – 17%
Итак, суть этого блока анкеты состояла в оценке уровня понимания тенденций развития библиотек в современной информационно-коммуникационной среде, в том, как сами библиотекари видят использование новых технологий в своей повседневной работе.
1. Как подростки используют технологии в своей повседневной
жизни и обучении?
- играют в разные интернет-игры – 74%
- используют для поиска информации для учебы – 74%
- читают привлекательные тексты в Интернете – 48%
- скачивают книги – 61%
- скачивают музыку и фильмы – 61%
- общаются – 91%
- создают и размещают тексты, презентации, видео и пр. – 39%
- совместно решают возникающие проблемы – 22%
- делятся друг с другом информацией – 56%
- работают в сетевых проектах - 13%
- участвуют в сетевых конкурсах – 13%
- *Другое:
- "Все дети разные. В школе 600 чел. от 6 до 17 лет.
Используют все, зависит от потребностей, интересов. Относительно Интернета в
библиотеке, многие сайты закрыты для посещения".
- "в библиотеке нет интернета" (p.s. видимо, следует рассматривать, как крик души)
- Нет ответа – 4%
* развернутые ответы на вопрос, которые давали респонденты, перенесены из анкет без моей редакции.
2. Как можно найти поддержку процесса интеграции технологий
библиотеки в работу с подростками?
- Демонстрировать администрации, коллегам и родителям на различных собраниях примеры успешной совместной с подростками деятельности в Сети – 30%
- Обучиться самому библиотекарю работе с сервисами, которые потом можно будет использовать в работе с подростками – 61%
- Создать свой блог или страничку в вики-вики , где отражалась бы работа библиотекаря с подростками для информирования родителей – 13%
- Привлекать родителей к совместной работе со своими детьми в библиотечных проектах – 56%
- Искать грантовую поддержку своих библиотечных проектов и программ, рассчитанных на определенный отрезок времени, в различных фондах и организациях – 26%
- Нет ответа – 13%
3. На что следует в первую очередь обратить внимание при
интеграции технологий для целях поддержки различных традиционных библиотечных
услуг в работе с подростками?
- На возможность формирование фонда через Интернет – 39%
- На организацию виртуальной справочной службы для подростков-читателей – 30%
- На необходимость оказания помощи в выполнении домашних заданий с использованием технологий - 17%
- На менеджмент (управление библиотечными процессами, написание проектов и программ, поиск инвесторов, пр.) – 13%
- На организацию совместной сетевой активности с подростками (проекты, конкурсы), направленной на развитие интереса к чтению и книге – 48%
- Нет ответа – 22%
4. Поделитесь своими идеями о том, как вовлечь подростков в
процесс интеграции технологий в полный спектр услуг, предоставляемых
библиотекой*:
- "Провести в библиотеке Интернет и поставить компьютер для учащихся"
- "Время диктует, и дети интересуются Интернетом, и в библиотеке необходимо проводить различные мероприятия, связанные с проектами" (p.s.мне, если честно не совсем понятно это предложение...с проектами? какими например?)
- "Участие в конкурсах"
- "Можно размещать на школьном сайте информацию о новинках книг, о планируемых мероприятиях и т.п." (p.s. а это уже, мне кажется, из раздела "можно" должно плавно перейти в раздел "должно быть")
- "Совместная сетевая работа с подростками, проекты, конкурсы, направленные на обучение информационной грамотности, поиска информации для своих работ, освоение программ и методов для исследовательской работы"
* развернутые ответы на вопрос, которые давали респонденты, перенесены из анкет без моей редакции.
Некоторые выводы, которые назрели после анализа результатов опроса:
(сразу хочется напомнить, что в опросе по разным причинам принимали участие не все работающие на данный момент библиотекари, а лишь 23 человека.)
- Недостаточное время уделяется библиотекарем, для проведения массовых мероприятий, которые помогут привлечь детей к чтению и развить их читательскую культуру, очевидно, помех для этой работы много (большой объем бумажной работы и пр.), но все же очень хотелось бы, чтобы вы и, что не мало важно, ваши работодатели не забывали, что основная ваша профессиональная задача, это помощь и поддержка в развитии культурной, разносторонней личности, которая сможет ориентироваться в огромных потоках информации и т.д.
Вывод и рекомендация №1: Массовая работа - обязательна!
- У многих опрошенных респондентов западает такой вопрос, как работа с педагогами. Этого тоже не следует допускать. Совместная работа способна поднять ваш профессиональный статус на новый уровень, да и многие мероприятия вместе с группой единомышленников проводить намного продуктивнее.
Вывод и рекомендация №2: Совместная работа с коллегами - необходима!
- В разделе анкеты "Повышение квалификации" респондентами максимальный процент голосов в вопросе, касающемся выбора актуальной тематики семинарского занятия, был отдан за пункт "Освещение и обобщение опыта работы коллег". Для того, чтобы нам успешно проводить подобные семинары, как минимум половине школьных библиотекарей (а лучше всем) необходимо иметь и накапливать свои разработки, чтобы не демонстрировать опыт работы пары-тройки одних и тех же коллег из раза в раз.
Вывод и рекомендация №3: Не работайте "в стол", накапливайте полезный для коллег и себя опыт и делитесь им при любой возможности!
- 22% опрошенных признались, что не знают, что такое вебинар. Собственно, вебинар, это тот же семинар, но проходит он как web-конференция, т.е. онлайн (часто с возможность записи и повторного просмотра), вы можете в любом удобном месте подключиться к интересующему вас мероприятию и узнавать новую информацию не отходя от привычного рабочего места или даже дома. Кстати, вебинаров, которые посвящены образованию и библиотечной работе довольно много.
Вывод и рекомендация №4: Не бойтесь спрашивать, и стремитесь узнавать что-то новое, развивайтесь. Участвуйте в вебинарах, это просто!
- Что касается второй части анкеты...эти вопросы лучше обсуждать, сухой анализ здесь не слишком уместен, как мне кажется. Но я считаю (опять-таки, все субъективно - готова обсудить), что пока школьные библиотекари еще не до конца осознали, что переход к другому темпу и стилю работы уже остро необходим, иначе "зарастет народная тропа", ведущая в библиотеку...
А мы ведь не можем этого допустить?
Оченнно интересно (зачастую именно анализа и не хватает).
ОтветитьУдалитьЕсть мысли - попробую оформить в слова